Развитие мелкой моторики рук у ребенка: диагностика, упражнения и игры

0
964

Развитие мелкой моторики рук у детейНаучить малыша контролировать свои движения — одно из основных направлений воспитания. Все это влияет на физическую активность, развитие умственных способностей. Как считает большинство отечественных и западных экспертов в области педиатрии, развитие мелкой моторики рук у ребенка неразрывно связано с умственными способностями. Попробуем разобраться во всем более подробно в настоящей статье.

Методы диагностики и нормы

Двигательная деятельность — результат правильного формирования ладоней, мелких мышц рук и пальцев, глаз и рта. Все это предопределяет навыки малыша в будущем, а также влияет на умственные способности, умение выстраивать логические заключения и т.д.

Речь ребенка связана с формированием активности фалангов. Поэтому уже с самого малого возраста важно развить у него подвижность. Как считают специалисты, кисти рук можно рассмотреть в виде органов речи и тогда становится понятным, почему они оказывают влияние на другие органы и кору головного мозга.

Можно отметить, что моторика непрерывно взаимосвязана с такими органами и свойствами как зрительная, сознание, логика, внимание, речь, воображение.

Диагностика норм проводится достаточно просто. Если пальчики, их формирование соотносится с его возрастом, это значит, что и речь можно отнести к норме и у ребенка развитая моторика рук. Эксперты в области медицины рекомендуют, с шести месячного возраста, проводить массаж пальцев. Различные поглаживания и разминания способствуют формированию речи. Проводить подобные процедуры достаточно каждый день в течение двух-трех минут на протяжении нескольких месяцев.

Если есть какие-либо дефекты, это верный признак того, что речь может задерживаться. Так можно провести диагностику. Дети, у которых возникают определенные проблемы с двигательной деятельностью, могут испытывать затруднения в развитии рук.

Недостаточно сформированная моторика в будущем может стать причиной нарушения речевых функций. У ребенка могут быть проблемы с логикой, запоминанием важных предметов, в учебе, а также концентрацией внимания. Если малыш – дошкольник, нужно срочно помочь ему в этом. В таком случае, можно подготовить его к школе заранее.

Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет: основополагающие принципы

Несмотря на то, что мы часто принимаем обычные вещи как должное, практика всегда имеют решающее значение. Повторяющиеся упражнения помогают сбалансировать созревающую нервную систему ребенка и мышцы, в синхронизации с эмоциональной и физической зрелостью. Многие родители задают вопрос: как развивать у ребенка двигательную активность?

Естественная мотивация и любопытство наряду с соответствующей игрой помогают сделать этот процесс увлекательным и интересным. Все должно происходить естественно и беззаботно. Родители должны создать дружелюбную атмосферу.

Важно — дать малышу самостоятельно много возможностей, чтобы практиковать двигательную активность.

Например, этому может способствовать выполнение упражнений.

От сжатого кулака до мелкого почерка. Все этапы и развитие должны происходить постепенно. Не стоит торопить ребенка. В течение первых трех месяцев рефлекс хватки доминирует: на этом этапе малыши скручивают и сжимают любые предметы, которые только могут поместиться у них в пальцах. Все это дает определенный эффект — они могут самостоятельно уже нарисовать круг, разнообразные предметы и даже рисовать.

Все зависит от способностей и его обучаемости. Новорожденные делают это на уровне инерции, неосознанно. Этот процесс развивается от самого рождения до двенадцати месяцев. Со временем они приобретают контроль над руками, познавательные навыки, имея возможность самостоятельно контролировать движения.

И таким образом, координация и двигательная активность объединяют все аспекты, когда дети могут осознанно принести конкретный предмет и делают это с целью и намерением.

По мере созревания малыша, постепенно происходит переход от рефлексивного к добровольному движению. Все это требует огромных усилий. Родителей поначалу может пугать, когда они видят, когда он «борется» с самим собой, чтобы схватить подвешенную над его головой игрушку. Вы можете задаваться вопросом: что его держит?

 

Отчасти ответ кроется в том, что дети, имеют врожденное желание контролировать свое тело, несмотря на препятствия, шишки и синяки по пути.

Врожденное стремление продолжается и становится еще сильнее через обучение и открытие новых вещей. Любая веха и развитие привносят с собой новое открытие. Когда ребенок нажимает кнопку и получает приятный звук, он не может ждать, он делает это снова… и снова. Даже, казалось бы, такие простые бытовые вещи и «занятия» помогают формировать его двигательную активность, повышают его уверенность. Игрушки, погремушки, шарики для детей до полугода станут отличными инструментами в формировании подвижности.

В возрасте семи месяцев можно добавить игры для развития мелкой моторики для детей, а также следующие предметы:

  • мячики;
  • конструкторы;
  • ткани;
  • кубики.

Постепенно нужно увеличивать и добавлять новые предметы. До двух лет уместными для него могут стать: рисование, мозаика и пазлы. Детям постарше можно предложить рисование. С помощью таких незамысловатых упражнений развивается гораздо быстрее. В таком случае он самостоятельно, без помощи родителей должен научиться держать кисти. Позже ему это поможет в учебе, быстрее научится правописанию.

Самое главное – подобрать понравившиеся фломастеры, краски, кисти, пастель и мелки.

В таком случае он с большим удовольствием будет выполнять все упражнения. Рисование руками – один из самых лучших способов развить подвижность. Для этого можно использовать съедобные безопасные краски. Их можно сделать из манной каши, детского пюре.

Чтобы помочь ребенку развить двигательную активность, необходимо обеспечить его большим количеством игрушек различных форм, размеров, текстур и весовой категории. Ведь от этого зависит успех в учебе, социализация в обществе и его уверенность.

Дайте вашему малышу много возможностей и самостоятельность в действиях. Не стоит контролировать и поправлять его. Практика в первые два года оказывает значительное влияние. Недостаток упражнений и игровых приемов, может привести к ослаблению силы мышц. Поэтому важно использовать различные увлекательные и познавательные викторины.

И еще, имейте в виду, что дети развиваются в своем собственном темпе. Одни — осваивают и схватывают все буквально на лету, другим же необходимо время.

Поддерживайте прекрасный баланс между достаточной выдержкой и опытом, с одной стороны, и, позволяя вашему ребенку испытать в своем собственном темпе.

Развитие так же должно сопровождаться большим количеством разнообразных мероприятий, где необходимо тянуть, толкать и катать предметы и вещи, тем больше упражнений каждая группа мышц получает. Когда речь заходит о формировании двигательной активности, нужно следить за возрастными вехами: девятимесячный малыш, возможно, не знает, что делать с большой игрушкой, размещенной перед ним в кроватке. Поэтому при покупке игрушек, важно обращать для какой группы она предназначается.

Развитие двигательной активности

Итак, понимая, насколько важно для ребенка сформировать подвижность, необходимо изучить приемы, методы по развитию пальцев рук. Координация в этом направлении должна проводиться планомерно. Не допустимы спешка и проявление нетерпимости к малышу. Разнообразные нагрузки в игровой форме будут способствовать не только формированию моторики, но и стимулировать развитию мозга.

Можно делать следующие упражнения:

  1. Игры пальчиковые: «Кто приехал».
  2. Игры с пирамидками.
  3. Перебирать мелкие четки, бусины. Подойдет любой мелкий предмет. Например, рис.
  4. Завязывание и развязывание узлов.
  5. Конструкторы, упражнения и игры Монтессори.
  6. Мелко размельчать бумагу, газеты.
  7. Заплетание косичек куклам.
  8. Игры в песочнице.
  9. Использовать пластилин для лепки различных фигур. Например, лепить шарики, затем – немного замысловатые изделия из материала.
  10. Застегивание кнопочек и пуговиц.

Упражнения необходимо повторять ежедневно в течение месяца.

Таким образом, развитие двигательной активности кистей малыша является крайне важным мероприятием. Все это закладывает основу для его будущего. Дети, у которых речь развивается быстрее, гораздо быстрее осваивают школьный материал, запоминать основные предметы, схватывать все на лету.

(Просмотров: 45, из них 1 сегодня)

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

*